Блоги

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

В этом материале расскажу про мой однодневный поход на один из самых доступных трехтысячников Северной Осетии – гору Кай-хох (3068 м), расположенную в Куртатинском ущелье.

Это мой первый такой поход в настоящие горы во время месячного пребывания во Владикавказе. Если бы не друзья, которые посоветовали мне заглянуть в “телегу” местного турклуба “Твоя Высота”, организовывающего однодневные вылазки в горы за очень скромные деньги, наверное, я сюда никогда и не добрался бы.

Мой поход стоил 800 рублей за 1 человека. Сюда входил трансфер (65 км из Владикавказа, время в дороге около 1 часа), а также гид-проводник. Согласитесь, во времена, когда в кино берут по 500 рублей за входной билет, то это очень адекватный ценник за 1 день, проведённый на природе, ещё и на такой обворожительной.

Как поучаствовать в таком мероприятии? — Подписывайтесь на телеграм или инстаграм этого клуба. Несколько раз в неделю там появляются анонсы ближайших походов. Группы, как правило, небольшие (8-12 человек), поэтому если нашли интересный маршрут — звоните, записывайтесь, не тяните, а то может не хватить места в газельке. Оплата переводом на банковскую карту. Всё это очень просто.

Я записался за 2 дня до поездки, прослушал инструкцию по телефону. Мне посоветовали взять с собой дождевик, защитный крем от солнца, удобную обувь, тёплую кофту (я взял флиску), что-нибудь покушать и воду (1,5 литра), поскольку на маршруте не ожидалось мест, где можно набрать воды.

Наша поездка начиналась в 7 утра в центре Владикавказа — ул. Кирова, 47. Я приехал примерно в 6:45, и здесь была лишь газель с водителем, гид и один из участников. То есть приезжать сюда заранее за полчаса смысла нет. Приезжайте за 10-15 минут, и вы всё успеете.

Встреча участников на Кирова 47

В этом походе нас было 8 человек и забегу наперёд — отличный гид Георгий (или Гия, в узком кругу).

По дороге обнаружилось, что некоторые участники не взяли с собой дождевики и не запаслись достаточным количеством воды, вместе с этим, поскольку по прогнозу мог быть дождик, то по пути мы заехали в несколько магазинов. Было раннее утро, однако найти дождевики с первого раза было сложно. Поэтому берите с собой всё это заранее.

В пути, с кем я ехал в газельке, многие между собой познакомились. Большинство участников нашей поездки были местными жителями. Для меня, редко путешествующего в составе группы, это был интересный опыт. Я считаю, что мне реально повезло. Ведь я давно не общался сразу с таким количеством новых интересных людей.

Когда мы съехали с основной дороги на горный серпантин, то нас ждал первый дорожный сюрприз — наша газель перегрелась и заглохла.

Первая поломка Газели

Мы не доехали до нашей точки высадки почти 6,5 километров (примерно 1.5 часа ходьбы пешком). Но это было не всё, наша точка высадки находилась в трёх километрах от места к которому мы стремились, откуда как бы и начиналась самая интересная часть нашего маршрута — Лавочки Счастья. О ней расскажу ниже. То есть нам предстояло пройти почти 9,5 километров пешком по горам в довольно жаркую солнечную погоду. Это примерно 3 часа пути.

Отсюда Газель поехала налегке без нас

При этом наша газель пробовала преодолеть небольшой отрезок налегке без нас, но ей и это оказалось сложно сделать.

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Газель проехала небольшой участок без нас, идём к ней

Сейчас узнаем что дальше придётся идти пешком

В итоге, было принято решение идти пешком. Мы взяли наши рюкзаки и пошли сначала по дороге, а потом решили срезать путь по склону вверх.

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Начало нашего пешего незапланированного маршрута

Сократили путь — пошли вверх по склону

Пройдя примерно минут 20 по жаре и порядком уже подустав, мы увидели строительную бытовку, удачно расположенную у дерева с тенью. Пошли туда передохнуть. Вышедший парень дал нам стульчики посидеть, чтобы отдохнуть, но, узнав о нашей “беде” с газелью, предложил подвезти нас на своей машине.

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Вид из под тенистого дерев

Вы не представляете, какой я был счастливый в тот момент. Я просто не представлял, как мы дойдём пешком в гору такое большое расстояние, а потом начнём наше основное восхождение. Но, в итоге, вся эта ситуация разрешилась, и мы погрузились в салон и кузов УАЗика этого великодушного человека, поэтому смогли быстро добраться до нашей стартовой точки.

Погрузились в кузов УАЗика

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Вид на дорогу из кузова УАЗика

Буханка — самый проходимый транспорт здесь

Вид на гору и серпантин

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Прощаемся с нашим добрым водителем

Начало первоначального пешеходного маршрута

Нас высадили в 3-х километрах от Лавочки Счастья, и мы пошли пешком. Оптимизма у всех появилось больше, чем полчаса назад.

Эти 3 километра представляют собой узкую горную извилистую дорогу, проехать по которой сможет в принципе любая машина, хотя во многих путеводителях пишут, что добраться туда можно только на внедорожнике. Путь здесь действительно непростой: местами дорога сильно разбита и много ям, а кое-где настолько узкая, что две машины не смогут разъехаться.

Но поскольку мы шли пешком, то нас это не особо волновало. По дороге открывались замечательные горные пейзажи с разноцветными цветочками и целыми полянами ещё не распустившихся Рододендронов.

Виды по дороге к Лавочке Счастья

Полянка Рододендронов

А вот и распустившиеся Рододендроны

Ещё какие-то яркие цветочки

Примерно за 40 минут мы дошли до “Лавочки Счастья” — скамейки с надписью «Счастье не за горами, оно в горах». Место это стало популярным после того, когда какой-то молодой человек поставил в удачном месте на вершине горы скамейку в честь своей возлюбленной. Она находится в Архонском перевале на высоте около 2200 метров и является популярным туристическим местом, а также хитом в социальной сети Инстаграм.

А вот и Лавочка Счастья

Отсюда открываются захватывающие виды на заснеженные вершины соседних гор.

Вид на заснеженные четырёхтысячники

Разноцветные склоны с разными цветочками

Но к самой Лавочке мы сразу не подошли, потому что её посещение мы запланировали на обратном пути. Однако впоследствии мы пожалели, что сначала не зашли там пофоткаться, поскольку на обратном пути сгустились облака и закрыли там все пейзажи. Имейте это виду!

Мы пошли мимо, дальше к нашей цели — к вершине горы Кай-хох. Буквально через полкилометра виды вокруг нас начали кардинально меняться: зелени становилось все меньше, стали встречаться снежные участки, а далее нами по пути наблюдались лишь скалисто-каменистые пейзажи с небольшими вкраплениями редкой растительности с полянками Рододендронов.

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

На северных склонах встречаются снежные участки

Идём мимо снежных участков

Пейзажи всё более мрачные, зелени всё меньше

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Начало самого сложного участка — каменистого

Лишь камни да редкая растительность

Наш путь становился всё круче, местами приходилось карабкаться между камней, и промежутки для отдыха становились всё чаще.

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

В такие походы лучше брать трекинговые палки

Вид на пройденный путь

Маршрут становится все круче

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Справа видна дорога откуда мы пришли

Очередной перерыв, слушаем инструкции от гида

Чем выше мы поднимались, тем хуже становилась погода, появились облака, из-за которых видимость с одной стороны горы упала почти до нуля.

Наконец мы добрались почти до самого верха. Здесь мы чуть отдохнули, оставили наши рюкзаки и пошли налегке к вершине. До неё 5 минут. Потом вернемся сюда пообедать.

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

С другого склона уже подступают облака

Видимость начинает падать

Горный хребет их еще сдерживает, но они все равно придут и к нам

И уже у самой вершины начал капать дождик и стали слышны раскаты грома.

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Пытаемся запечатлеть облака, пересекающие хребет

Нам пришлось нарядиться в дождевики

В итоге к 13:30 мы добрались до конечной точки нашего маршрута до вершины Кай-хох. К этому моменту я уже порядком подустал (и был такой не один), стало немного подташнивать, появился насморк и начали слезиться глаза. Наверное, такая реакция организма была связана с высотностью и с тем, что это был мой первый такой активный поход за 20 лет, видимо мой организм был не совсем готов к такому необычному для себя горному путешествию. Организаторы предупреждали что достаточно сложный маршрут для новичков!

Общее фото на память

Наслаждаемся пребыванием на вершине Кай-хох

Счастливые и уставшие

Поскольку нас накрыли облака, заявленных шикарных видов на 360° вокруг вершины Кай-хох запечатлеть не удалось. Меня это нисколько не расстроило, мне было приятнее идти этот маршрут в прохладную погоду, нежели на солнцепеке. Конечно хотелось чтобы когда мы поднимемся на самый верх погода поменялась и стало как парой часов ранее солнечно, но увы.. у погоды были другие планы.

Кстати, несмотря на то что было пасмурно и покапывал дождик, чувствовалось что моё лицо горело. Солнечная активность здесь супервысокая. Предварительно, еще в газели намазал лицо шею и уши солнцезащитным кремом. И весь поход был в кофте с длинным рукавом, поэтому не обгорел. А вот мои руки которые я не намазал в районе кистей немного подгорели.

Мы провели на самой вершине примерно полчаса, и спустились чуть ниже чтоб пообедать. В общей сложности с обедом мы провели здесь около 1,5 часов и потом начали спускаться. К этому моменты видимость с обеих сторон горы значительно ухудшилась, и нам пришлось проявлять бдительность, чтобы не упасть и не спровоцировать падение камней на участников группы, идущих ниже. При движении камней нужно кричать “Осторожно камень”.

Видимость резко снизилась

И мы стали очень внимательными и аккуратными

Спускаться конечно легче, чем подниматься

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Палки для трекинга здорово помогают при спуске

Спустившись на полкилометра ниже, видимость стала прежней. Опять начали встречаться поляны Рододендронов.

Отдыхаю на поляне Рододендронов

А вот и наша дорожка в сторону Лавочки Счастья

Немножко медитации и нужно опять в путь

Затем мы спустились ещё ниже, идти стало проще и мы направились в сторону Лавочки Счастья.

Восхождение на гору Кай-хох в Северной Осетии

Самое неудобное — это ходить по вот таким каменистым участками

Такая красота иногда умудряется вырасти прямо в скалах

В районе скамейки погода тоже изменилась, пока мы до нее дошли туда также пришли облака, закрывшие замечательные виды.

Знаменитая скамейка Осетии

Скамейка Счастья

Облака идут портить нам фотки

Лавочка Счастья

Лавочка Счастья — Счастье не за горами, оно в горах

Вот и закончился наш поход — идем назад

Было уже около 17 часов и на этом наш поход подошёл к своему логическому концу. Еще через 40 минут мы дошли до Газели, наконец добравшейся до нужной нам точки. И поехали назад во Владикавказ.

Что в итоге:

В целом маршрут мне понравился, но Лавочку Счастья лучше посетить и в начале и в конце маршрута, тогда вероятность сделать хорошие фото возрастёт. Понравился гид Георгий — веселый, доброжелательный и внимательный. Поломка Газели не расстроила, ну да, такое иногда бывает. Учитывая стоимость поездки, на это можно «закрыть» глаза. Обязательно берите с собой солнцезащитный крем, дождевик и воду не менее 1,5 литров. Я бы также рекомендовал взять с собой палки для трекинга. Что касается еды, я взял с собой много всего и потом пришлось тащить всё-это назад. На горе мусорить нельзя, в том числе и органическими продуктами. Берите по-минимуму, чтобы хватило на обед и один перекус.