Мерсин: «вторая Анталья» или мыльный пузырь? | Плюсы и минусы
В последнее время Рунет пестрит статьями, которые расхваливают провинцию Мерсин. Ни много, ни мало: ей предсказывают перехват статуса туристической столицы Турции. Имеет ли данный тезис серьёзные основания?..
Набережная Мерсина
Предприимчивые местные риэлторы (среди которых много русскоязычных) уже успели окрестить Мерсин «второй Антальей». В качестве доказательств приводятся высокие темпы жилищного строительства и прогресс инфраструктуры. После достройки «Росатомом» АЭС «Аккую» (это произойдёт в мае 2024 г) регион Мерсин станет энергоизбыточным, что открывает для него хорошие перспективы развития. Да и сейчас побережье Мерсин динамично застраивается, а в окрестностях г. Тарсус почти готов новый международный аэропорт Чукурова. Пока он работает не на полную мощность, обслуживая строителей атомной станции. В обозримом будущем воздушная гавань способна переключиться на массовую перевалку туристов.
Аргументов в пользу скорого расцвета Мерсина, как туристического хаба, действительно, немало. Но всё ли столь радужно, как рисуют риэлторы, пытающиеся заработать на продаже россиянам местной недвижимости? Является ли Мерсин идеальным местом для инвестиций в жильё? Каковы реальные шансы провинции стать «второй Антальей»?
Попробую объективно ответить на эти вопросы, как человек, реально проживающий в Мерсине и уже исследовавший местные реалии.
Содержание статьи
Что собой представляет провинция Мерсин
Это крупный турецкий регион, расположенный на побережье Средиземноморья, к востоку от знаменитой Антальи. Провинция делится на 13 районов, 4 из которых составляют город Мерсин (Акдениз, Мезитли, Торослар и Енишихир), остальные 9 относятся к провинции. Её население достигло 1,92 млн. человек, в столице насчитывается 930 тыс. жителей. В регионе два аэропорта: старый, возле г. Адана и новый, в окрестностях г. Тарсус.
По сравнению с Антальей, туристическая инфраструктура здесь развита слабо, пляжи – не такие красивые и обустроенные.
Пляжи в Мезетли (Мерсин)
Поскольку Мерсин является одним из крупнейших портов Турции, вода в море не всегда прозрачная и чистая. За исключением городской набережной, достопримечательностей в самом Мерсине почти нет.
В окрестностях – несколько античных развалин монастырей и крепостей, а также водопад. Таким образом, местную туристическую инфраструктуру ещё предстоит создать, а затем сотворить региону позитивный имидж среди иностранных туристов. Задача это нетривиальная, требующая немалых усилий и времени.
Станет ли Мерсин туристическим центром благодаря АЭС и аэропорту
Один из главных доводов риэлторов, стремящихся заработать на местной недвижимости: станция «Аккую» и аэропорт чуть ли не автоматически превратят Мерсин в туристическую мекку.
Атомная станция «Аккую»
Вынужден разочаровать тех, кто в это верит. Мерсин – прежде всего крупнейший порт Турции, промышленный центр и вторая по величине свободная экономическая зона в стране. В регионе расположено немалое количество заводов и фабрик. Следствие этого – испорченная экология. Чтобы сделать из Мерсина полноценный центр рекреации, потребуется избавить регион от тяжёлой промышленности. Скорее всего, турецкие власти на подобный шаг не решатся.
Прибрежная часть города представляет собой муравейник из жилых многоэтажек. Это не курортная зона и едва ли когда-то сможет ею стать. Представьте: почти всё побережье на протяжении десятков километров – жилые многоэтажки. Курортных отелей, аналогичных тем, которыми застроено побережье Анталии, в Мерсине мало. Как при этом атомная станция и аэропорт должны дать толчок для развития, лично мне непонятно.
Правда о переезжающих в Мерсин россиянах и жителях СНГ
Вопреки усиленно продвигаемому местными риэлторами тезису, в Мерсине почти нет иностранцев. Исключение составляют релоканты из России и Украины, уехавшие от военных действий. Около 15% местного населения – сирийские беженцы, что, мягко говоря, не добавляет региону респектабельности.
Сирийцы в Мерсине
Туристы в Мерсин заезжают редко, поскольку делать тут особо нечего. Достопримечательностей – минимум, море грязное, а пляжи в центральной части города отсутствуют.
На побережье вырастают вовсе не гостиничные комплексы, а жилые многоэтажки. Главным образом, в них покупают «летние» квартиры сами турки, живущие в глубине страны. Граждане России и СНГ также покупают здесь недвижимость, но не так массово, как об этом пишут.
Мерсин вид сверху
Типичный район Мерсина
Основная часть жилья, предлагаемая в Мерсине, это квартиры класса «эконом плюс». Люди при деньгах предпочитают приобретать более солидную недвижимость в Анталье или на Эгейском море. То же самое касается арендаторов: релоканты побогаче – стремятся снимать квартиры в Аланье, Измире и Стамбуле.
Будет ли дорожать местная недвижимость
Квартиры в Мерсине относительно дёшевы. Цены на недвижимость примерно соответствуют уровню крупного областного центра России. Если сравнивать с Антальей, жильё в Мерсине где-то в два раза дешевле. Например, в неплохом районе города – Эрдемли (400 м от моря) двухкомнатную квартиру можно купить за 60 тыс. евро. В то же время к мерсинской недвижимости имеется масса вопросов.
Пляж в Эрдемли
Набережная Мезетли
Набережная Эрдемли
Первая линия в городе Мерсин не резиновая, и она давно застроена многоэтажками, многие из которых – старые. После разрушительных землетрясений, люди задумываются, — а по каким технологиям были построены дома? Если здание возведено после 1999 г, можно потребовать у застройщика отчёт о состоянии здания и грунта. А вот с более старыми зданиями сложнее: подобных сведений о них может и не оказаться. Таким образом, покупка жилья в домах ранней постройки это лотерея.
Существует и другой неприятный момент. Многие из проживающих на первой линии, особого счастья от этого не испытывают. Пляжи, которые видны из окон, некрасивые, а море грязное. Кроме того, набережная Мерсина растянулась только по территории города. Остальные прибрежные многоэтажные районы оборудованы короткими набережными или вместо них – пляжи. Инфраструктуры в таких районах почти нет. Обычно в наличии только супермаркеты и автобусные остановки.
Набережная и пляж на окраине Мерсина
Пляжи в Соли
В такой ситуации – говорить о неизбежном и бурном подорожании недвижимости Мерсина я бы не решился. Да, здесь есть море, пляжи и привлекательный климат. Но если вдуматься: такова вся прибрежная Турция. В то же время, на Эгейском море и в Анталье уже имеется развитая инфраструктура, а Мерсину только предстоит её создать (если получится). Собственно, именно поэтому недвижимость тут дешевле анталийской.
Плюсы и минусы Мерсина, как места для жизни
Может сложиться впечатление, что Мерсин – какая-то дыра, которую усиленно рекламируют риэлторы. Разумеется, это не так: у города и региона имеются не только недостатки, но и преимущества.
Достоинства провинции Мерсин
Недостатки региона
Мерсин это крупный промышленный мегаполис, со всеми вытекающими последствиями для экологии. В самом городе воздух вредноват для дыхания: есть даже карта показывающая загрязнение от производств.
Вдоль побережья проходят оживлённые многополосные дороги. Они шумные и пыльные. Многие районы Мерсина не газифицированы, из-за чего жителям приходится топить чем попало. В зимнее время над такими районами стоит дымка и там сложно дышать. Складывается впечатление, что местные топят пластиковыми пакетами и покрышками.
В городе Мерсин практически нет хороших пляжей, в основном они каменистые и без инфраструктуры. Некоторые пляжи представляют собой смесь песка, щебёнки и какой-то высохшей грязи. В радиусе 30 км от города море изрядно загажено. Мелкий мусор не только валяется на берегу, но и плавает вдоль всего побережья. Его сбрасывают с кораблей, которые стоят в порту Мерсина. Вода на пляжах – непрозрачная. Чаще всего дна не видно, из-за того, что вход в воду песчаный. Сам песок не лучшего качества: темный, вперемешку с камнями и мусором.
На местных дорогах наблюдается довольно опасное движение. Водители (в т.ч. полицейские) пешеходам на переходах не уступают, вероятно, за этим стоят какие-то местные традиции. Езда по встречной полосе и тротуару – нормальное явление и никак не пресекается. Общественный транспорт перегружен: автобусы ездят набитые пассажирами. Маршрутки – крайне неудобны. Они либо оснащены сиденьями, в которых невозможно уместиться при росте более 175 см, либо часть сидений убрано для увеличения вместимости. Водители могут одновременно рулить, разговаривать по телефону и принимать оплату от пассажиров, а также часто открывают двери еще на ходу, причём такой подход повсеместен. Столь халатное отношение к безопасности не раз приводило к серьезным авариям и гибели пассажиров.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Другие недостатки проживания в городе обрисую тезисно:
И, наконец, здесь плохой шоппинг. В городе имеется несколько крупных ТЦ, но по факту более-менее нормальный только один, он называется «Форум». На прилавках местных магазинов в основном представлены бюджетные бренды. Магазины типа Calvin Klein, H&M или Hugo Boss отсутствуют напрочь.
Проблемы с получением ВНЖ и коммуналкой
Вид на жительство в Мерсине оформить достаточно тяжело: как по аренде, так и по покупке квартиры. Местный аналог российской миграционной службы (в просторечии ГЁЧ), славится тем, что его сотрудники могут «рандомно» требовать документы, которые невозможно получить. Правила нечеткие, к иностранцам относятся предвзято, в сравнении с Анкарой или Антальей, здесь форменный бардак. То, что это чистая правда, легко убедиться, посетив группы русскоязычных «мерсинцев» в Телеграме.
Простой пример: без ВНЖ в квартире крайне сложно подключить коммуникации. Чтобы это сделать, необходима местная прописка. В свою очередь, прописка невозможна без наличия ВНЖ. Таким образом, если вы приехали в Мерсин, сняли или купили жильё, следует быть готовым к тому, что 2-3 месяца в квартире не будет воды, газа и электричества.
Столь дискриминационные нормы в отношении иностранцев никто отменять не собирается. И такая ситуация вовсе не свидетельствует о том, что власти Мерсина делают ставку на привлечение в город зарубежных гостей, инвестирующих в недвижимость.
Так станет ли Мерсин «второй Антальей»?
Опираясь на собственный опыт, приведённый выше, должен сделать неприятный (для кого-то) вывод: пока перспективы этого не просматриваются. Мерсин продолжает оставаться промышленно-портовым городом и столицей аграрной провинции. Чтобы стать центром туризма, сопоставимым с Антальей, должен поменяться сам подход к развитию региона. Если это произойдёт, процесс превращения Мерсина в туристический хаб займёт многие годы, причём с неочевидным результатом.